Как организовать антитеррористическую защищенность на объектах в 2024 году?

антитеррористическая защищенность объекта это Охрана труда для начинающего специалиста

Антитеррористическая безопасность в школе, на предприятии, в развлекательном учреждении на сегодняшний день считается одной из самых важных концептуальных составляющих. Мы живем в условиях, когда в любой момент, может произойти теракт, который приведет к потере и увечьям человеческих жизней. В этой статье мы рассмотрим, какие антитеррористические мероприятия необходимо проводить в организациях, как ввести пропускной режим, оформить паспорт безопасности и разработать план по антитеррористической защищенности объекта.

плакат терроризм

Антитеррористическая защищенность — обязанности работодателя

Антитерроризм как понятие включает в себя комплекс мероприятий, нейтрализующих террористические вспышки. При этом очень важно исключить насилие или угрозу по отношению к мирным людям. Чтобы избежать тревоги, проявления страха, необходимо тщательно продумывать мероприятия, которые будут своевременно избавлять общество от ЧП.

Основными обязанностями работодателя является работа с каждым членов коллектива по противодействию терроризму и приятие приоритетных мер его предупреждения, в целях осуществления защищенности объектов на основании ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ГОСТ р 70620-2022 от 29.12.2022 «Антитеррористическая защищенность. Термины и определения»

антитеррористическая защищенность

Требования к антитеррористической защищенности объектов образования, предприятий с большой численностью работников на сегодняшний день очень высокие. Каждый работодатель понимает, что угроза теракта может возникнуть в любой момент, и при этом никто не даст гарантий безопасности. Поэтому в обязанности именно руководителей входит антитеррористическая защищенность объектов. От принимаемых мер зависит жизнь большого количества людей. Необходимо понимать, что только укрепленная материальная база и проведение профилактических работ, усиливающих внимание персонала, поможет снизить возникновение риска терроризма. В нашей среде необходимо формировать навыки, которые помогут оперативно и своевременно отреагировать на возникающую угрозу и предотвратить ее на начальном этапе.

антитеррористическая защищенность объектов

Что такое антитеррор, должен знать каждый руководитель и доводить до своих подчиненных информацию, которая поможет оперативно реагировать в сложных ситуациях, избежать паники и предотвратить угрозу нападения на массы людей. Каждый работодатель должен заботиться о состоянии защищенности зданий находящихся в его подчинении и принимать необходимые меры по предотвращению угроз со стороны террористов. Для защиты предприятий, школ, детских садов и других объектов приобретаются специальные средства, к ним относятся радиометры, досмотровые системы, зеркала, лупы, системы доступа, приборы с помощью которых можно проверить подозрительных личностей и выявить пронесение опасных объектов в помещение.

Внимание! Места, отмеченные массовым скоплением людей, считаются объектами высокой степени опасности. Проведение профилактических мероприятий в таких местах помогут избежать тяжелых потерь и предотвратить террористические акты.

Какие антитеррористические мероприятия можно провести в организации

Антитеррористическая защищенность объекта — это состояние, в котором находится здание, где была бы исключена возможность проникновения террористов для совершения действий по порче имущества или посягательств на жизнь и здоровье людей. Основной целью этих мероприятий считается проведение оценки уязвимости, составление перечня объектов по категории защищенности. Например, в организациях, где наблюдается массовое скопление людей, должен быть разработан паспорт безопасности, который необходимо актуализировать по мере необходимости. Документы по антитеррору проверяются ежегодно.

приказ антитеррористической защищенности объекта

Они должны быть разработаны в соответствии с законодательством РФ: ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ “О противодействии терроризму”, ГОСТ р 70620-2022 от 29.12.2022. Кроме того:

  1. На таких объектах должен быть ответственный человек, который проводит обучение, инструктажи, тренировки во время теракта.
  2. Ответственные лица и работодатель должны повышать свою квалификацию в данной области.
  3. Необходимо заключить договор с охранным агентством, которое будет предоставлять специально обученных людей для дежурства в моменты массового скопления людей.
  4. В целом, необходимо иметь актуальный паспорт безопасности объекта подписанный ответственными лицами с указанием даты утверждения документа.
  5. В организации кроме паспорта безопасности должен быть приказ о мерах защиты информации, план взаимодействия с органами безопасности и положение об организации пропускного режима.

Одновременно с разработкой документации необходимо заниматься техническими мероприятиями по установке систем контроля доступа на территорию, систем оповещения, оснащение инженерно-техническими средствами. Рассмотрим более подробно основные мероприятия по антитеррористической защищенности объектов.

Важно! Если в здании одновременно находится более 50 человек, работодатель обязан принимать меры по укреплению защищенности и разрабатывать план действий снижающий террористические нападки.

Пропускной режим

Каждый работодатель понимает, что подразумевается под антитеррористической защищенностью. Это очень ответственная область для любого руководителя, поскольку грамотная защита поможет избежать многих проблем. Одним из мероприятий, которые помогают защитить от вспышки теракта является пропускной режим — эффективный способ, исключающий проникновение посторонних, а также неопознанного транспорта на территорию.

пропускной пункт безопасности объекта

Для создания пропускного режима необходимо издать приказ, выделив в нем основные моменты. А именно:

  1. Ответственные лица, их обязанности, время для посещения.
  2. Служба, в обязанности которой входят проверка документов, запись посетителей в журналы, осмотр транспорта.
  3. Для свободного въезда и выезда автомобилей утверждается список с указанием госномеров и марок, благодаря чему подрядные организации смогут попасть на территорию только по разовым пропускам, записи которых также фиксируются в журнале.
  4. Обязательно ведется учет и выдача ключей от каждого помещения, они выдаются только под подпись в журнале с указанием даты и расшифровкой инициалов.

журнал регистрации ТС антитеррористическая защищенность объекта

План по обеспечению антитеррористической безопасности

Этот документ имеет силу не более 1 года. В него включаются все мероприятия, которые руководство планирует провести в течение года. Отдельной строкой выделяются ответственные лица и сроки исполнения. Этот документ должен храниться только в закрытом доступе.

При разработке плана необходимо предусмотреть:

  • какие средства индивидуальной защиты понадобится дополнительно для достижения целей;
  • обозначить форму и сроки обучения персонала;
  • зафиксировать положение, каким образом будет происходить информированность посетителей.

план мероприятий по антитеррористической защищенности объектов

Для образовательных учреждений существуют дополнительные требования по разработке плана. К ним относится монтаж металлических дверей, решеток на окнах, установка системы сигнализации, камер.

Важно! Категорирование объектов проводится по оценке степени рисков. Чтобы правильно определить категорию, используются статистические данные, и уже на основе прогнозных показателей рассчитывается степень уязвимости.

Паспорт безопасности

Антитеррористический паспорт начинает оформляться только после того, как учреждению будет присвоена соответствующая категория. Он разрабатывается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2022 г. № 1265 «Об утверждении Правил разработки и формы паспорта безопасности потенциально опасного объекта». Чтобы получить на руки паспорт антитеррористической защищенности, потребуется 30 дней.

паспорт антитеррористической защищенности

Данный документ имеет определенный срок действия, который составляет 1-5 лет. Только после того, как предприятие пройдет процедуру мониторинга на получение соответствующей категории и будет составлен акт, можно начинать оформление паспорта безопасности. В некоторых случаях делается корректировка этого документа. Если, например:

  • произошли изменения размеров после реконструкции или поменялось назначение объекта;
  • началась застройка прилегающей территории;
  • произошли изменения в инженерно-технической защите объекта.

Хранение документов

На каждом объекте должен быть издан приказ, в соответствии с которым назначаются ответственные лица по учету и хранению документов. На таких документах обязательно ставится гриф секретности, а для ознакомления с ними необходимо разрешение и специальный допуск.

приказ о хранении документов

В связи с этим на предприятии составляется список лиц, которые могут быть допущены и знакомиться с информацией ограниченного доступа. С такими сотрудниками каждые 6 месяцев проводятся инструктажи по работе со специальной документацией. В отдельно оборудованной комнате устанавливаются металлические, жаропрочные шкафы или сейф. Для того чтобы ознакомиться с документами, необходимо зафиксировать все действия по выдаче и обратной сдаче в специальном журнале.

журнал регистрации документов

Оснащение средствами защиты

После составления акта обследования и присвоения категории АТЗ, предприятие начинает процедуру оснащения здания и прилегающей территории необходимыми средствами защиты. Для этих целей назначаются ответственные лица, которые занимаются разработкой технико-экономического обоснования с целью выделения бюджетных средств для закупки и установки средств защиты.

После этого запускаются конкурсные процедуры. По результатам проведения закупочной сессии выбирается победитель, с которым заключается контракт на разработку проектно-сметной документации и последующее выполнение работ. Организация должна предоставить заказчику документы о допуске с такими видами работ.

Дополнительно предусматривается заключение договора на техническое обслуживание и обучение ответственных лиц на предмет пользования техническими средствами.

Осмотр зданий и территории

Руководитель объекта своим приказом назначает ответственных лиц, которые будут заниматься проверкой всех помещений и территории. Эта процедура должна быть ежедневной и включать как дневное, так и ночное время. Для полноценного выполнения обязанностей составляется подробный план действий и маршрута, а также разрабатывается график дежурств. Каждый обход необходимо фиксировать в специальном журнале, проставлять свою подпись и время осмотра.

приказ о создании комиссии по осмотру зданий и сооружений

Учения работников и посетителей

Если на территории предприятия трудится одновременно более 50 человек, необходимо разработать и утвердить план эвакуации, а также периодически проводить тренировки по антитеррору. Для этого необходимо разработать годовой график, в котором будут отражаться все запланированные мероприятия. В нем должны быть расписаны даты и темы занятий, количество участников. После каждой тренировки необходимо оформлять отчет. Обычно он составляется в свободной форме и описывает полный порядок действий.

секционный план эвакуации

Инструктаж и размещение наглядных пособий

Инструктаж по антитеррору будущие сотрудники проходят при приеме на работу, после этого занятия повторяются каждые 6 месяцев. Эти мероприятия проводятся в соответствии с п. 7 ст. 2, ч. 3.1. ст 5 ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ. Также проводятся внеплановые процедуры — они необходимы в преддверии массовых мероприятий, при внесении изменений в законодательство или выявлении нарушений в ходе проверки. В каждой организации должны быть разработаны инструкции, предупреждающие террористические действия.

правила антитеррористической безопасности

В них должны содержаться следующие сведения:

  • данные организации,
  • ссылки на нормативную базу,
  • виды угроз и варианты их пресечения,
  • указания и рекомендации, каким образом проводится оповещение о возникновении ЧС.

Интересно! Всё о рабочей зоне и охране труда: определение, практические рекомендации

Периодичность проведения инструктажей по антитеррору, как правило, совпадает с ОТ, поэтому данные мероприятия можно проводить одновременно. Желательно оформить информационные стенды с наглядными пособиями и описанием действий, если:

  • найдены подозрительные предметы;
  • замечены лица со странным поведением;
  • поступил сигнал о теракте;
  • совершено нападение.

Важно! Одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритетность мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

осторожно терроризм плакат

Остается добавить, что только благодаря усилению антитеррористической защищенности можно обезопасить места с массовым скоплением людей и постараться обезвредить преступников. Для этого необходимо продумать до мелочей план действий, который предотвратить террористический очаг и обезвредит злоумышленников. Каждый руководитель должен использовать основные принципы противодействия терроризму, разрабатывать приоритетные меры его предупреждения, в целях осуществления которых выполняются требования антитеррористической защищенности в отношении каждого объекта на основании ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ “О противодействии терроризму”, ГОСТ р 70620-2022 от 29.12.2022.

Понравилась статья? Оставьте комментарий, задайте вопрос или поделитесь статьей в социальных сетях, мессенджерах. Администрация сайта будет благодарна. В дальнейшем будем писать новые, ценные и востребованные статьи

Оцените статью
Охрана труда в РФ, инфо-обзор
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.