Контроль за условиями труда на рабочих местах

Контроль за условиями труда на рабочих местах Охрана труда для начинающего специалиста

Контроль условий труда, созданных для полноценной деятельности наемных работников, должен осуществляться всеми сторонами трудового договора — государством, администрацией и обществом, для объективной и беспристрастной оценки его соответствия установленным нормам.

Для чего нужен контроль за условиями труда на рабочих местах

Охрана труда — необходимый на производстве комплекс мероприятий, проводимый по самым разным направлениям, от санитарно-гигиенических и эпидемиологических до правовых, технических и экономических аспектов. В России эта обязанность возложена на работодателя — он должен обеспечить безопасные условия для трудовой деятельности.

С января 2021 вступили в действие новые Санитарные правила и нормы (СП 2.2.3670-20), утвержденные постановлением главного санврача РФ, действие которых рассчитано на 6 лет. Они предусматривают необходимость производственного контроля условий труда на рабочих местах, разработки и проведения профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий ИП и юридическими лицами. Поставленные цели — минимизация рисков профзаболеваний, отравлений и инфекций, созданных ненадлежащей обстановкой и вредными факторами, не соответствующими установленным нормам.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Целевое назначение контроля за соблюдением условий труда определяется его видовой принадлежностью, однако у всех занятых в его осуществлении, есть общие задачи, изложенные в ТК (ст. 212):

  • проверка соответствия нормативно-правовым актам по охране труда (ОТ);
  • соблюдение требований к безопасности на рабочих местах;
  • выявление нарушений и опасных для здоровья факторов производства;
  • степень следования установленным нормативам работников, ответственных за систему профилактических мероприятий, и работодателя в выполнении обязанностей по созданию безопасных условий на рабочих местах;
  • наличие всех необходимых уровней контроля (видов, периодичности проверок, соблюдения во всех подразделениях);
  • определение эффективности уже принятых мер, реализация новых шагов и оценка их полезного действия;
  • ведение документации, в которой объективно отражается существующая ситуация, шаги по исправлению нарушений.

Р. Процюк, инженер по ОТ:

«В СССР была разработана трехступенчатая система охраны труда, о которой специалисты отзываются как о самом действенном инструменте, обеспечивающем полноценный контроль за условиями труда. Работодатель не всегда заинтересован в дополнительных затратах на оптимизацию, обеспечение безопасности работников — это иногда требует весомых материальных затрат. Государство берет на себя контролирующую функцию, если обнаружены нарушения. Общество может следить за трехступенчатой системой, введенной на всех уровнях управления производственным процессом, информировать о допущенных нарушениях надзорные органы».

Интересно! Пошаговая организация охраны труда на предприятии работодателями.

Кто осуществляет контроль за условиями труда на рабочих местах

СанПиН — не единственный нормативный документ, в котором изложены цели организации регулярного мониторинга, у которого одна, но жизненно важная цель. Несмотря на утверждения, что к лицам, занятым в организации контроля условий труда, нет четко сформулированных требований, специалисты и общественники должны обладать определенным уровнем профессиональных компетенций и знаний, чтобы оценивать санитарно-гигиеническое соответствие (на основании источников информации), спецусловия и уровень безопасности. Поэтому в контроле за условиями труда на рабочих местах принимают непосредственное участие:

  • Госинспекция труда, органы исполнительной власти федерального и регионального уровня (Роспотребнадзор, Ростехнадзор, профильное ведомство);
  • служба ОТ или отдельно назначенный специалист (при небольшом объеме производства или в отдельном подразделении);
  • все уровни руководства — от начальника участка, цеха или лица, временно исполняющего его обязанности, до работодателя, в обязанности которого входит организация безопасности на производстве;
  • представители общественности (профсоюзная организация и ее представитель).

Это примерный перечень ответственных и надзирающих. Кто осуществляет контроль, определяется по объему, характеру и уровню опасности конкретного производства. Назначение уполномоченного лица зависит от вида мониторинга производственной безопасности, госконтроль и независимые проверки — в компетенции комиссии, инспектора или независимой организации, располагающей лицензией и лабораторией для проведения анализов.

Виды контроля за условиями труда

Наиболее часто встречается классификация контроля по ответственным за проведение:

  • административный;
  • госконтроль;
  • проверка от профильного ведомства;
  • общественный.

Виды контроля за условиями труда

Однако существует дифференциация видов контроля состояния условий труда и по целевому назначению:

  • текущий ежедневный мониторинг;
  • комплексные или целевые проверки;
  • аттестация рабочих мест;
  • отслеживание тяжелых и вредных условий труда.

система контроля

В них заняты органы санитарного надзора, химических или санитарно-промышленных лабораторий.

По итогам составляется паспорт, в который вносятся обновленные результаты. Должен быть годовой план, обновляемый в предусмотренных случаях (реконструкция, переход в другое помещение, изменения в технологиях, сырье, выявлении профзаболеваний или интоксикаций).

Требования к ответственным (уполномоченным) лицам и организациям зависят от исполнителя:

  1. АОК (административно-общественный контроль) состоит из нескольких ступеней (от 2 до 5). Участие принимает руководитель участка (ежедневно), структурного подразделения с комитетом по ОТ (ежемесячно), спецкомиссия по охране труда (ежеквартально). Регистрация результатов — в заведенных журналах.
  2. Ведомственный контроль проводят представители профильного департамента. Проверки комплексные или по полученным заявлениям.
  3. Государственный — в компетенции ГИТ, федеральных органов, ответственных в том числе и за контроль состояния охраны и условий труда. На Прокуратуру РФ возложен надзор за соответствием установленным нормам законодательства.
  4. Общественный, с официально установленным правовым статусом (ст. 370 ТК). Возложен на профсоюзную организацию (комитет), который на общем собрании коллектива избирает уполномоченное лицо по ОТ, регулярно осуществляющее проверки и составляющее представление по его итогам.

требования к организациям специальной оценки условий труда

Контроль за специальной оценкой условий труда проводится не реже одного раза в 5 лет. Необходимость СОУТ прописана в действующем законодательстве (ФЗ № 426). В нем есть перечень организаций, которые имеют право проводить такую проверку, определение функции государства в контролировании, требования к организации, в этом занятой.

Производственный контроль условий труда и СОУТ могут не проводить компании с удаленно работающими сотрудниками, самозанятые, работающие в сфере оказания услуг на одного человека. По спецоценке подается декларация, но в некоторых случаях она не нужна.

Интересно! Специальная оценка условий труда в 2022 году.

Ответственность руководителя за условиями труда

Действующий порядок, закрепленный в нормативных актах, зависит от вида осуществляемого мониторинга (надзора), его предписанной периодичности и целевой направленности. Обязанность работодателя по созданию безопасных условий на производстве прописана в Трудовом кодексе, СОУТ — в Письме Минтруда № 438н, приказах профильных министерств (например, в строительстве это приказ № 336н).

Применение трехступенчатой системы означает распределение ответственности, нормативные указания о периодичности контрольных мероприятий, существование локальных образцов отчетной документации.

Проведением производственного контроля условий труда тоже должен озаботиться работодатель. В программе ПК фиксируются номенклатура, объем и периодичность мероприятий, объекты, технологии, производственные процессы, вредные факторы и их влияние на здоровье, способы проведения (измерения и испытание своими средствами), привлечение аккредитованного государством центра.

В любом случае ответственность за своевременную организацию (или отсутствие таковой), подачу отчетности, периодичность проведение и соответствие нормативам, возлагается на работодателя и выражается в следующих формах:

  1. Материальная и дисциплинарная применяется к работнику и должностному лицу.
  2. Административная — при нарушении норм, установленных КоАП. Система штрафов предполагает наказание разной степени тяжести за разные правонарушения (например, допуск к работе без медосмотра — до 130 тыс. руб.). По разным статьям или даже положениям одной штрафы по-прежнему суммируются. Применимы приостановка деятельности предприятия или лишение права занимать должность на какой-то срок.
  3. Уголовная — если несоблюдение правил привело к несчастному случаю, тяжелому вреду для здоровья, фатальному исходу.

Административная ответственность за несоблюдение сроков подачи отчетности по СОУТ (в течение месяца с момента утверждения) ответственному лицу и ИП обойдется в 25 тыс. руб., а компании — в 50-80 тыс. Тяжесть штрафного обременения усугубляется, если нарушение повторное или неоднократное. Есть варианты, когда применяется отстранение от занимаемой должности или приостановка деятельности.

Сроки проведения контроля за условиями труда

Сроки контроля зависят от формы и цели мероприятия. Микроклимат проверяют раз в год, работа с биологическими агентами в производственных процессах может требовать ежегодной проверки или определяться классами чистоты помещений, гигиеническими нормативами. Если указаний по этому поводу нет, то сроки проведения могут определяться изменениями вредных факторов внешней среды, процессами переоборудования, перемещения, ремонта и мероприятий по оптимизации в компании или организации, структурном подразделении.

сроки проведения контроля за условиями труда

На каждой ступени контроля за безопасностью рабочего места есть свои ответственные лица, периодичность их надзорной деятельности определяется общими нормативами или локальными актами предприятия с учетом его особенностей.

Государство регулярно вносит изменения в действующее законодательство. Обеспечение безопасности труда стало направлением его внутренней политики. Прошлогодние изменения — не единственные. В марте 2022 года административные наказания за нарушения в области ОТ увеличены. Соблюдая предписания и законы, можно избавить компанию от весомого материального ущерба — выплат штрафов и компенсаций за нанесение вреда здоровью.

Понравилась статья? Оставьте комментарий, задайте вопрос или поделитесь статьей в социальных сетях, мессенджерах. Администрация сайта будет благодарна. Автор Аlex_OT — специалист в области ПБ и ОТ с большим стажем работы, будет писать новые, ценные и востребованные статьи. Обязательно проведет консультацию по любому интересующему Вас вопросу в области ПБ и ОТ. Пожалуйста обращайтесь.

Оцените статью
Охрана труда в РФ, инфо-обзор
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.