Управление профессиональными рисками в организации

Управление профессиональными рисками Охрана труда для начинающего специалиста

Управление профессиональными рисками — обязательная процедура для российских работодателей. Но благодаря этому по данным Роструда за 20 лет смертность среди рабочих РФ снизилась в 4 раза, а травматизм — почти в 7 раз. Так что это эффективная методика, которая действительно сохраняет здоровье сотрудников.

Оценка профессиональных рисков на предприятии по охране труда 2022

Основная задача этого комплекса мероприятий заключается в создании наиболее комфортных и безопасных условий для выполнения людьми своих обязанностей. Она всегда проходит в 3 основных этапа:

  • выявление;
  • оценка;
  • управление.

Оценка профессиональных рисков в 2022 году

Все эти задачи выполняются в соответствии с рядом нормативных документов, посвященных охране труда и системе управления профессиональными рисками:

  • Федеральный закон от 4 октября 2010 г. N 265-ФЗ;
  • ГОСТы 12.0.230-2007, Р 12.0.007-2009, Р 12.0.010-2009, Р 51897-2011, Р ИСО 31000-2010 и Р ИСО/МЭК 31010-2011;
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 1 марта 2012 г. N 181н;
  • Приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н.

Основываясь на этих документах, создается вся бюрократическая составляющая оценки и управления профессиональными рисками, а также формируются практические меры по воплощению идеи охраны здоровья сотрудников во время их рабочей смены.

Что такое профессиональный риск работника

Согласно ст. 209 ТК РФ это по сути все, что может представлять опасность для работника. Несложно догадаться, что на заводе — это незащищенные подвижные части механизмов, мусор или отсутствие спецодежды. Но для дворников или офисных сотрудников тоже существуют профессиональные риски. В первом случае это могут быть погодные условия или транспорт на дорогах. В офисе — кондиционер, неудобные стулья, обилие электрических проводов.

Основная задача работодателя и сотрудников при управлении профессиональными рисками — постоянное выявление потенциально опасных элементов и их устранение. Этим и занимаются специалисты по охране труда.

профессиональный риск работника

Ответственность за проведение оценки профессиональных рисков

Этот момент полностью разъясняется в ст. 5.27.1 КоАП РФ. Отсутствие мероприятий по охране труда считается правонарушением, за которое полагается соответствующий штраф: 2-5 т. р. для ИП и должностных лиц, 50-80 т. р. для юридических лиц. Поэтому лучше заранее озаботиться обеспечением всех предписанных мероприятий, даже если они кажутся ненужными.

Порядок проведения оценки профессиональных рисков

Все, что требуется от руководства компании, — выявить риски, оценить их и принять меры по устранению.

Именно эти 3 пункта будет проверять каждый инспектор, который посещает фирму, но более развернуто. Любая проверка будет проходить в 5 этапов, изучающих:

  1. Наличие мероприятий по управлению профессиональными рисками как таковых;
  2. Проверка процедур выявления и оценки опасностей для сотрудников;
  3. Изучение плана действий по управлению возможными источниками вреда для здоровья;
  4. Исследование реальных возможностей для защиты работников;
  5. Оценка предпринятых шагов по исключению смерти и травм.


Интересно! Специальная оценка условий труда в 2022 году

Инспектор оценивает как наличие, так и эффективность предпринятых мер. Поэтому подготовка к визиту должна включать не только практические действия, но и создание соответствующего пакета документов.

Отсутствие оценки профессиональных рисков

Непроведение мероприятий по охране труда грозит штрафом. При этом отсутствие мер по защите работников допускается только при полном отсутствии нанятых сотрудников. То есть, самозанятые и ИП, работающие лично, могут не заниматься этим. Но если предприятие использует чужой труд в любой форме, это уже необходимо, даже при наличии всего одного рабочего.

 Отсутствие специалиста по охране труда на предприятии не дает право игнорировать положение о системе управления профессиональными рисками. Защищать работников надо все равно.

Отсутствие оценки профессиональных рисков

Разработка документов по оценке профессиональных рисков

В первую очередь согласно п.10.2 Приказа Роструда от 21.03.2019 №77 работодатель должен подготовить 4 типовых документа:

  1. Реестр опасностей;
  2. Описание метода их оценки, как приложение к системе управления охраной труда;
  3. Документ, указывающий на проведенные мероприятия по оценке с результатами;
  4. Записанные меры по противодействию рискам.

Для разработки каждого документа требуется выполнение определенной процедуры, как меры управления профессиональными рисками. На них стоит остановиться подробнее.


Интересно! Вступил в силу новый профстандарт специалиста по охране труда

Выбор методики оценки уровня профессиональных рисков

Всего на 2022 год их существует 13 штук. В зависимости от условий работы на предприятии можно выбирать одну из методик, например:

  • контрольные листы;
  • анализ сценариев;
  • «дерево решений»;
  • «галстук-бабочка»;
  • матричную;
  • причинно-следственную.

Одной из наиболее простых в реализации и бюрократическом оформлении считается матричная методика. Она позволяет получить желаемые результаты в сравнительно краткие сроки.

Положение по оценке профессиональных рисков на предприятии

Это специальный документ, который разъясняет конкретные действия организации в соответствии с ранее выбранной методикой. По сути это типовой бланк, который можно поискать в сети. Но нужно учитывать, что его стоит использовать строго в соответствии с методикой, под которую он разработан. В противном случае придется переписывать под конкретные нужды:

  • алгоритм работы;
  • термины, описывающие цели, объект и предмет исследования;
  • описание методики и распределение задач между ответственными лицами;
  • образцы соответствующих бланков.

Для въедливого проверяющего такая работа будет лучшим доказательством серьезности намерений руководства и его заботы о сотрудниках. Поэтому не всегда стоит изначально брать готовые решения и просто заменять название фирмы.

Приказ о создании комиссии по оценке профессионального риска

Вместе с соответствующим документом нужно подобрать ответственных лиц. Это должно быть минимум 3 человека, лучше 5 или 7. При этом желательно, чтобы они имели соответствующую квалификацию или были напрямую связаны с рабочими процессами. Так на заводе в комиссию лучше не включать бухгалтера, а выбрать вместо него представителя профсоюза или мастера цеха.

 От представителей комиссии по закону не требуется ни обучения, ни знаний. Корочки покупать не надо. Но пройти вебинары по теме системы управления профессиональными рисками в охране труда стоит, чтобы не ошибиться при подготовке документов.

Другой вариант решения проблемы — найм сторонних специалистов. Это частично гарантирует качество выполненной работы и обеспечит больше гарантий для руководства и сотрудников. Но деятельность подобных аутсорсинговых фирм в 2022 году все еще никак не регламентируется. Поэтому есть риск нарваться на мошенников, а потом еще и заплатить штраф.

График проведения оценки профессиональных рисков

График проведения оценки профессиональных рисков

Этот документ не для всех обязателен. Чаще всего его требуют от компаний, связанных с госзаказами. Но его можно использовать как защитный механизм на случай внезапной проверки.

Для примера, если подготовка оценки рисков уже началась, а инспектор решил появиться до завершения процесса, ему можно предоставить подобный график. Проверяющий увидит, что процедура запущена, и уйдет. Но может вернуться. Поэтому сроки, указанные в графике стоит соблюдать.

Выявление опасностей на рабочих местах

Это огромный пласт работы, который сопровождается на начальных этапах многочисленными анкетами и бланками. Комиссии необходимо:

  1. Составить список потенциально опасных мест и ситуаций на территории предприятия.
  2. Провести опрос по охране труда среди сотрудников.
  3. Составить карту рисков, определив, каким опасностям подвергается большее количество сотрудников.
  4. Создать реестр опасностей по силе риска.

Все необходимые бланки типовые и их можно скачать, как приложения к государственным пояснительным положениям о системе.

Расчет уровня профессионального риска

Дальнейшее исследование опасности того или иного события производится в соответствии с выбранной методикой. Например, в матричной модели процедура оценки производится следующим образом:

  1. Создается таблица 5х5, которая и будет матрицей.
  2. Сверху происходит деление по тяжести для здоровья. Минимальный уровень, когда травма не мешает выполнять обязанности. Максимальный — гибель нескольких сотрудников.
  3. Сбоку выставляется 5 степеней частоты: от «практически невозможно» до «точно произойдет».

Матричная система оценки профессиональных рисков использует пересечения вероятности и тяжести для присвоения определенной степени опасности каждой ситуации. И уже на основании полученных данных принимаются меры для дальнейшей работы.

Расчет уровня профессионального риска

Меры по исключению и снижению уровня рисков

Наконец, после всесторонней оценки начинается финальный этап. Формируется пакет документов, положений об управлении профессиональными рисками, в которых указывается:

  • конкретная опасность;
  • меры и периодичность противодействия;
  • ответственный человек.

Фактически внутри такого документа может быть все что угодно: от медицинских осмотров до капремонта здания. Главное, чтобы эти действия действительно снижали риски для сотрудников.

Мероприятия по снижению уровня профессиональных рисков

Мероприятия по снижению уровня профессиональных рисков

После подготовки ряда одиночных мер, их необходимо систематизировать и свести воедино, чтобы создать комплексную оценку и управление рисками. В такой план включаются данные о каждой опасности, мере противодействия, ответственным лицам, а также:

  • периодичности и сроках проведения профилактики;
  • стоимости комплектующих, спецоборудования, услуг;
  • источниках финансирования охраны труда.

Обязательной графой должна быть отметка о выполнении. Любой инспектор будет сверять сроки и реализацию планов предприятием.

Комментари эксперта!
Алексей Григорьевич, специалист по охране труда
Задать вопрос
При продумывании мер по защите здоровья сотрудников не надо углубляться в бюрократию. Если для того чтобы стеллаж не упал, его достаточно прикрутить и периодически проверять крепления, этого достаточно. Не нужно писать в документах лишнего.

Периодичность проведения оценки профрисков в организациях

В отличие от общей проверки условий охраны труда, которая реализуется раз в 5 лет, оценка рисков — цикличный и регулярный процесс. Любые инновации, изменения планировки, рабочих процессов автоматически влекут новые опасности для сотрудников. Их необходимо учитывать, обрабатывать и вносить дополнительно в планы мер по противодействию.

Оценка рисков на рабочих местах — сложный и трудоемкий процесс, который требует глубокого понимания требований со стороны государства. Но еще важнее осознание руководством того, что весь этот труд необходим не для защиты от штрафов, а для сохранения здоровья всех сотрудников предприятия.

Понравилась статья? Оставьте комментарий, задайте вопрос или поделитесь статьей в социальных сетях, мессенджерах. Администрация сайта будет благодарна. Автор Аlex_OT — специалист в области ПБ и ОТ с большим стажем работы, будет писать новые, ценные и востребованные статьи. Обязательно проведет консультацию по любому интересующему Вас вопросу в области ПБ и ОТ.

Оцените статью
Охрана труда в РФ, инфо-обзор
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.