Общественный контроль за охраной труда

Общественный контроль за ОТ Охрана труда для начинающего специалиста

Комплексная оценка соответствия установленным критериям условий на рабочих местах и безопасности сотрудников в процессе работы возлагается на органы исполнительной власти. Новых обязанностей у работодателей в этой области не появилось, но соблюдение уже установленных все еще актуально. Общественный контроль (ОК) за охраной труда по-прежнему проводится надзорными ведомствами и представителями соответствующих органов. Для второго случая есть своя законодательная база.

Кто проводит общественный контроль за охраной труда

В марте 2022 года Министерство труда утвердило новое Положение о проведении общероссийского мониторинга приказом № 101, а действовавшие ранее документы объявлены утратившими силу. Это сделано в рамках обеспечения полноценной работы существующих нормативных актов и федеральных законов в области безопасности и охраны труда (ОТ) на предприятиях и в организациях:

  • Трудовой кодекс РФ определяет заботу о создании безопасных условий как полномочие федеральных органов, но в постановлении правительства № 843 указано, что действенным инструментом контроля соблюдения нормативов по ОТ может быть создание специальных комиссий (подразделений, ответственных лиц) для анализа условий, выяснения причин появления травм и профессиональных заболеваний, их расследования и пр.
  • Цель введения законодательных актов, в том числе подтверждающих полномочия представителей общественности — обеспечение безопасности на производстве в техническом, санитарно-гигиеническом, эпидемиологическом, организационном и экологическом аспектах.
  • Статья 210 ТК определяет всяческое содействие и развитие надзора общественности приоритетным направлением госполитики, считает общественный контроль одним из самых действенных инструментов обеспечения законных прав на безопасность трудящихся в их сфере деятельности.
  • Законодательные основания и требования к общественному контролю за охраной труда содержатся в Трудовом кодексе (ст. 370, об уполномоченных по ОТ) и Постановлении Минтруда № 30 (обязанность по общественному надзору изложена в виде рекомендаций). Несколько позднее этого постановления был принят ФЗ № 10 (о профсоюзах), в статьях которого закреплялись права профсоюзных инспекторов, уполномоченных и доверенных лиц от этих организаций или от трудового коллектива.

Интересно! Штрафы за нарушение охраны труда

Комментарий эксперта!
А. Юрьев, юрист по трудовому законодательству
Согласно нормативным положениям и законодательным актам (ТК, приказам профильных департаментов, постановлениям правительства), общественный контроль за охраной труда осуществляют различные структуры. К ним относятся профсоюзы, специально образованные комиссии или работники, которые получают полномочия для этой цели. Смысл этого перечня ответственных в том, что сами трудящиеся могут обеспечивать свои права через уполномоченных работников, спецкомиссии и профсоюзные объединения.

Права общественных контролеров по охране труда

Назначение лица (комиссии) происходит путем издания приказа работодателя, который утверждает ответственных за основные виды контроля соблюдения условий труда: административно-общественный и общественный. Государство обеспечивает соблюдение ОТ ведомственным и федеральным надзором, деятельностью региональных исполнительных организаций и инстанций.

Это не означает, что общественный контроль за соблюдением охраны труда менее важен, чем государственный. Это особый инструмент со своей спецификой, широко применяемый в обеспечении госполитики ОТ. Поэтому в нормативно-правовой базе закреплены права общественных контролеров (профсоюзов, инспекторов, уполномоченных и доверенных лиц, специальных комиссий).

В права общественных контролеров входит:

  • контроль соблюдения администрацией законодательных норм РФ;
  • проведение независимой экспертизы по безопасности условий труда;
  • расследование происшествий (несчастных случаев, профзаболеваний);
  • получение информации по этим аспектам от администрации и должностных лиц;
  • защита прав и интересов по возмещению ущерба, причиненного трудовой деятельностью;
  • участие в работе профильных комиссий, рассмотрении трудовых споров;
  • обращение в надзорные органами с требованием о привлечении к ответственности лиц любого ранга, виновных в нарушении безопасности условий труда.

Уполномоченные представители, занятые в общественном контроле за соблюдением требований охраны труда, имеют право на участие в разработке местных, федеральных законов, подзаконных правовых актов, местного законодательства, нормативно-правовых актов регионального значения, если они относятся к области трудового права и корректируют его нормы в соответствии с актуальными требованиями. Взаимодействие профсоюзов с федеральными органами, правительствами субъектов федерации происходит в установленном порядке.

Какие нормативные акты устанавливают право на общественный контроль за ОТ

Целенаправленная политика государства по устранению определенного неравенства в правах работодателя и работника означает, что общественный контроль в области охраны труда закреплен законодательно и имеет под собой нормативную базу. Основной документ, на который нужно ориентироваться в этом вопросе — ФЗ № 181 «Об основах охраны труда», принятый Госдумой РФ летом 2014 и отредактированный в связи с возникшей необходимостью в декабре 2018.

Интересно! Санитарно-бытовое обслуживание работников

Закон гарантирует право граждан на личное и добровольное участие в комиссиях, общественных организациях и деятельности различных объединений, в мониторинге и надзоре в качестве инспекторов и экспертов. Общественный контроль за состоянием охраны труда входит в определение иных прав и обязанностей, помимо предусмотренных в законе.

Приоритетность прав граждан и многообразие форм общественного контроля, как и недопустимость противоправного вмешательства в деятельность комиссий и инспекторов, оговаривается в ст. 6, где речь идет о принципах осуществления ОК. Работа профсоюзных организаций, инспекторов и комиссий, их полномочия и формы определяются ТК (ст. 370) и ФЗ № 10 (о профессиональных союзах).

Дополнительные требования оговорены в ПП № 843 и приказе Министерства труда № 30. В последнем документе устанавливается возможность принимать локальные нормативные акты, если направление деятельности создает в них необходимость.

Административно-общественный контроль охраны труда — это базовая форма, основанная на взаимодействии руководства и профсоюзного комитета (организации) за соблюдением норм ОТ, законодательно установленных требований и прав трудящихся на безопасную трудовую деятельность на рабочих местах. В данном случае используются нормативные акты по трудовым объединениям и локальные — по обязанностям администрации.

Как организован общественный контроль за охраной труда

Минимизация травматизма, получения увечий, предотвращение развития профзаболеваний — основные цели, поставленные перед любым видом контроля за безопасными условиями работы. Профорганизация в тесном взаимодействии с руководством предприятия занимается административно-общественным контролем за состоянием охраны труда. У профсоюзов есть и права, и обязанности, закрепленные в ФЗ № 10, — они могут даже требовать приостановить производственный процесс, привлечь виновных к судебной или административной ответственности.

Общественным контролем занимаются комиссия или уполномоченный, функции которых сводятся к соблюдению норм трудового законодательства, при условии, что они работают самостоятельно, а не через профсоюзы.

В большинстве случаев организация общественного контроля за охраной труда проходит в тесном сотрудничестве с профсоюзами, но четко регламентированного порядка нет, есть только рекомендации, к которым обращаются в конкретном случае:

  • выбор уполномоченного проводится по предприятию в целом или в каждом его подразделении (цеху, филиале);
  • участие кандидата — исключительно на добровольной основе, никто не имеет права принуждать человека занимать эту должность;
  • можно составить коллективный договор, в котором указывается число, порядок выборов, продолжительность исполнения обязанностей, или выработать другой локальный нормативный документ и согласовать его с работодателем;
  • рекомендованная продолжительность нахождения на посту уполномоченного — 24 месяца, хотя ограничений по этому поводу нет;
  • можно привлекать экспертов из профильных структур, но исключительно с согласия руководства.

Возложить ответственность за ОТ лучше не на человека, отвечающего за охрану труда, хотя на этот счет законодательных ограничений нет, поэтому нередко уполномоченный входит в состав комиссии по ОТ на предприятии. В этом есть целесообразность — работа в коллективном органе означает необходимость взаимодействия не только с профсоюзами, но и с работодателем, Госнадзором и экспертами.

Интересно! Управление профессиональными рисками в организации

Проводить надзор можно ежедневно, ежемесячно и ежеквартально, в первом случае — на рабочих местах, во втором — с привлечением профсоюзов. В ежеквартальных проверках подводится итог работы, в какой бы форме она ни проводилась. Для фиксации нарушений и отчетности о мероприятиях по их устранении можно вести журнал учета.

Комиссия общественного контроля за охраной труда

СУОТ (система управления охраной труда) предусматривает, что обеспечение нормальных и безопасных условий — это часть эффективного менеджмента, призванного минимизировать риски на производстве с применением равнозначных элементов системы. Общественный контроль — одна из форм непосредственного участия в этом процессе сотрудников, состоящая, в свою очередь, из технической инспекции, уполномоченных лиц, комитетов (комиссий).

В последнюю структуру включаются представители профсоюзов, работодателя, трудового коллектива и специалисты — имеющиеся по определенным аспектам или приглашенные с согласия руководства. Деятельность комиссии регламентирована трудовым законодательством и типовым положением (может приниматься локально на отдельном предприятии).

Председатель выбирается из членов на учредительном заседании. Участники проверки освобождаются на период работы комиссии от трудовой деятельности, за ними сохраняется средний заработок. Заседания — ежеквартальные, по их результатам члены комиссии должны отчитаться перед трудовым коллективом не реже раза в год, а при необходимости и чаще. Если рассматривались экстренные ситуации и важные вопросы безопасности труда, должны быть разработаны рекомендации, которые найдут отражение в трудовом или коллективном договоре.

Организация общественного контроля — важная часть политики государства, местной администрации и руководства предприятия. Она направлена на обеспечение безопасности трудящихся на рабочем месте и их прав, ограничение полномочий работодателя в применении ненадлежащих условий, опасных для жизни и здоровья технологий, орудий производства.

Понравилась статья? Оставьте комментарий, задайте вопрос или поделитесь статьей в социальных сетях, мессенджерах. Администрация сайта будет благодарна. Автор Аlex_OT — специалист в области ПБ и ОТ с большим стажем работы, будет писать новые, ценные и востребованные статьи. Обязательно проведет консультацию по любому интересующему Вас вопросу в области ПБ и ОТ. Пожалуйста обращайтесь.

Оцените статью
Охрана труда в РФ, инфо-обзор
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.